По датам

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минздрава РБ от 23.05.2013 N 1346-Д "Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях" на 2013 - 2015 годы"



Зарегистрировано в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 24 июня 2013 г. № 3307
-----------------------------------------------------------------------------

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИКАЗ
от 23 мая 2013 г. № 1346-Д

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ
ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

Во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2008 г. № 241 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", в целях совершенствования организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях" на 2013 - 2015 годы.
2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

И.о. министра
А.А.АФАНАСЬЕВ





Утверждена
Приказом Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан
от 23 мая 2013 г. № 1346-Д

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ"
НА 2013 - 2015 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы

Наименование субъекта бюджетного планирования
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Минздрав РБ)
Наименование целевой программы ведомства
"Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа)
Наименование, номер и дата принятия соответствующего нормативного акта об утверждении целевой программы ведомства
Приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 23 мая 2013 года № 1346-Д "Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно- транспортных происшествиях" на 2013 - 2015 годы"
Номер Программы в едином реестре ведомственных целевых программ
№ 29 от 24 июня 2013 года
Цели и задачи целевой программы ведомства
Цель:
Снижение смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий
Задачи:
оптимизация транспортировки пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях в медицинские организации;
обеспечение оказания своевременной квалифицированной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
организация проведения профилактических мероприятий по предупреждению и снижению травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий
Целевые индикаторы и показатели целевой программы ведомства
Снижение смертности от транспортных травм всех видов (количество случаев на 100 тыс. человек); снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в Республике Башкортостан (%) от общего числа пострадавших
Характеристика программных мероприятий
1. Совершенствование оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, ответственных за оказание медицинской помощи пострадавшим при ДТП, путем:
1.1. Приобретения медицинского оборудования, медицинского инструментария и санитарного автотранспорта в целях совершенствования системы оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при ДТП (организация мобильных бригад скорой медицинской помощи для круглосуточного оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП); организации работы вновь создаваемых Травматологических центров (далее - травмацентр), оптимизации деятельности существующих травмацентров, включая развитие системы реабилитационных мероприятий для лиц, пострадавших при ДТП.
1.2. Подготовки помещений для обеспечения установки приобретаемого оборудования и деятельности подразделений травмацентров.
1.3. Подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП.
2. Развитие профилактических мероприятий путем:
2.1. Дальнейшего развития деятельности Учебно-методического центра Государственного казенного учреждения Центр медицины катастроф Республики Башкортостан по обучению участников дорожного движения приемам оказания первой помощи пострадавшим в результате ДТП.
2.2. Совершенствования санитарно-просветительской деятельности, направленной на предупреждение и снижение травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий.
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
Сроки реализации целевой программы ведомства
2013 - 2015 годы
Объемы и источники финансирования целевой программы ведомства
Общий объем финансирования Программы составляет всего 678727,71 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 678727,71 тыс. рублей;
2014 год - 0 тыс. рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей,
в том числе:
а) за счет средств федерального бюджета 563344,0 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 563344,0 тыс. рублей;
2014 год - 0;
2015 год - 0;
б) за счет средств бюджета Республики Башкортостан 115383,71 тыс. рублей - в пределах средств, предусмотренных Минздраву РБ законом о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период, из них по годам:
2013 год - 115383,71 тыс. рублей;
2014 год - 0 тыс. рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
Ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы ведомства
Снижение смертности от транспортных травм всех видов до 21,0 случаев на 100 тыс. человек;
снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в Республике Башкортостан на 20,8% за период реализации Программы
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Автодорожные аварии в структуре чрезвычайных ситуаций техногенного характера занимают основное место.
Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) на территории Республики Башкортостан остается актуальным. За последние 5 лет на территории республики погибло свыше 3400 человек, пострадали свыше 33 тыс. человек.

Информация о ДТП,
представленная Министерством внутренних дел
по Республике Башкортостан

Год
Количество ДТП (абс.)
Число пострадавших (абс.)
Тяжесть последствий ДТП (число погибших на 100 пострадавших)
2008
5361
6511
10,3
2009
5280
6489
10,2
2010
5163
6443
10,9
2011
5160
7147
9,3
2012
5115
7020
11,6

В Республике Башкортостан число ДТП за 2 года снизилось на 1,0%, количество пострадавших при ДТП сократилось на 1,8%; показатель тяжести последствий ДТП увеличился на 2,3%.

Показатели смертности от дорожно-транспортных происшествий
в Республике Башкортостан по данным Росстата

Наименование
2009
2010
2011
2012
РБ
РФ
РБ
РФ
РБ
РФ
РБ
РФ
Число умерших от ДТП
663
20662
704
20037
668
18770
816
20140
Показатель смертности от ДТП на 100 тыс. населения
16,3
14,5
17,3
14,0
16,4
13,1
20,1
14,1

Показатель смертности населения в Республике Башкортостан от ДТП в 2012 году по данным Росстата превысил среднероссийский показатель на 6,0% (в 2011 году - на 3,3%).
Проблема смертности от дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) вышла далеко за рамки медицинской и рассматривается в числе приоритетных социальных проблем как общественностью, так и Правительством Республики Башкортостан.
Смертность при дорожно-транспортных происшествиях наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Текущая ситуация с аварийностью в Республике Башкортостан характеризуется также следующими параметрами:
около 70% дорожно-транспортных происшествий в республике совершается на автодорогах за пределами населенных пунктов, в этих происшествиях погибают почти 70% и получают ранения 60% от общего числа пострадавших;
основными видами дорожно-транспортных происшествий продолжают оставаться происшествия с высокой тяжестью последствий: наезд на пешехода (34,6% от всех дорожно-транспортных происшествий);
свыше половины (61,1%) погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2010 году составили лица в возрасте 26 - 60 лет, из которых половина - наиболее трудоспособного возраста (26 - 40 лет).
Одним из главных направлений демографической политики обозначено снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин трудоспособного возраста, от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Инструментом достижения целей демографической политики стали мероприятия республиканской целевой программы "Безопасность дорожного движения", реализуемые в Республике Башкортостан в 2007 - 2009 и 2010 - 2012 годы, а также республиканской целевой программы "Безопасность дорожного движения" на 2013 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 января 2013 года № 17 "О республиканской целевой программе "Безопасность дорожного движения" на 2013 - 2015 годы", в соответствии с которыми Минздрав РБ принимал участие в обучении участников дорожного движения приемам оказания первой помощи пострадавшим при ДТП.
Медицинская помощь пострадавшим при ДТП преимущественно оказывается силами 309 бригад скорой медицинской помощи из 2 станций скорой медицинской помощи и 60 отделений скорой медицинской помощи при медицинских организациях (36 врачебных общепрофильных бригад, 20 специализированных бригад, 253 фельдшерские бригады), в том числе специализированными бригадами (4 реанимационные бригады в городе Уфе, 2 бригады интенсивной терапии в городе Салавате).
Использование в последние годы системы контроля спутникового мониторинга за работой выездных бригад в городах Уфе, Стерлитамаке существенно повлияло на показатель своевременности выездов, при этом показатель стал более объективным.
Применение системы спутникового контроля и мониторинга позволяет не только объективно оценивать работу выездных бригад по времени, контролировать их местонахождение, температуру в салонах автомашин, скорость их передвижения, но и привело к существенной экономии ГСМ и затрат, связанных с содержанием автотранспорта. Также система позволяет держать прямую (телефонную) связь с бригадой скорой медицинской помощи (далее - СМП) и с водителем автомобиля в непредвиденных случаях (тревожные кнопки).
В конце 2012 года уже на всех санитарных автомобилях службы СМП РБ было установлено бортовое оборудование системы спутникового мониторинга ГЛОНАСС.
Госпитализация пациентов, пострадавших при ДТП осуществляется в отделения травматологии и ортопедии, хирургические и нейрохирургические отделения учреждений здравоохранения, включая больницу скорой медицинской помощи, ответственные за оказание медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Всего в республике развернуто 4245 круглосуточных коек хирургического профиля, из них 470 детских (в том числе 943 травматологические койки для взрослых, 97 - для детей; 186 ортопедических коек для взрослых, 65 - детских; 2182 хирургические койки для взрослых, 226 - для детей; 256 нейрохирургических коек для взрослых, 82 - для детей; 88 коек челюстно-лицевой хирургии, 120 ожоговых коек) в составе медицинских организаций Республики Башкортостан, работающих по государственному заданию в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан бесплатной медицинской помощи.
Медицинская помощь пострадавшим при ДТП оказывается согласно Положению о системе организации этапного оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП, утвержденному Приказом Минздрава СССР от 4 января 1983 г. № 3 "О профилактике ДТП и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП" (с последующими изменениями): первый этап - оказание медицинской помощи на месте происшествия, второй этап в пути следования в лечебно-профилактические учреждения (далее - ЛПУ). На третьем этапе осуществляется оказание квалифицированной, в т.ч. специализированной, медицинской помощи в медицинских организациях Республики Башкортостан (далее - МО РБ) в соответствии с видом травм, состоянием пострадавшего и возможностями лечебного учреждения, в том числе в специализированных центрах (например при тяжелой ожоговой травме - в Республиканском ожоговом центре).
Приказом Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан от 27 января 2007 г. № 45 утвержден План прикрытия автомобильных дорог. В ноябре 2010 года принято Соглашение о порядке взаимодействия Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения по РБ и Минздрава РБ, определившее порядок взаимодействия ЛПУ РБ и подразделений ГИБДД МВД по РБ при поступлении (обращении) в ЛПУ граждан с травмами, полученными в ДТП.
Начальником Главного управления МЧС России по РБ, Министром внутренних дел по РБ и Министром здравоохранения Республики Башкортостан утверждено Положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД по РБ, Главного управления МЧС России по РБ, Управления по чрезвычайным ситуациям при Правительстве РБ и Минздрава РБ, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Вопросы взаимодействия периодически рассматриваются на совещаниях органов управления взаимодействующих субъектов, в том числе совместных, на селекторных совещаниях, заседаниях комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения, комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.
Оказание медицинской помощи пострадавшим при ДТП как на федеральных, так и на республиканских автомобильных трассах, организовано с использованием санитарного транспорта, приобретенного за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также в рамках реализации мероприятий проекта "Здоровье".
В 2008 году в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" на условиях софинансирования из федерального бюджета на базе ГБУЗ Центр медицины катастроф Республики Башкортостан создан и оснащен специальным медицинским учебным оборудованием Учебно-методический центр.
Создание Учебно-методического центра ГБУЗ Центр медицины катастроф Республики Башкортостан позволило проводить на современном оборудовании, с использованием новейших методических рекомендаций, обучение участников дорожного движения приемам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
За 4 года работы Учебно-методического центра проведен 71 цикл обучения, на которых обучено 1206 человек.
В декабре 2010 года по федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" учреждением была получена автоматизированная информационно-управляющая подсистема, интегрированная с единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Региональный комплекс связи) на сумму 3565000,00 рублей, позволяющая оперативно реагировать и информировать заинтересованные ведомства в системе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Региональный комплекс связи, включающий в себя оборудование для видеоконференцсвязи и телемедицины, предназначен для оперативного реагирования и взаимодействия с учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф по оказанию помощи пострадавшим в ЧС, в том числе пострадавшим при ДТП, контроля и управления силами и средствами Службы медицины катастроф республики, участвующими в оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Оперативно-диспетчерским отделом учреждения в круглосуточном режиме осуществляется сбор и анализ информации, контроль за возникающими происшествиями на территории Республики Башкортостан, попадающими под критерии ЧС, с целью ликвидации медико-санитарных последствий, в том числе и ДТП.
Учет граждан, поступивших (обратившихся) в ЛПУ с травмами, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, осуществляется в Журнале учета приема больных и отказов в госпитализации (учетная форма № 001/-у утверждена Приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. № 1030).
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 года № 859 "О внесении изменений в правила учета дорожно-транспортных происшествий", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 18 "Об утверждении статистического инструментария по учету пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях" в учреждениях здравоохранения Республики Башкортостан внедрены новые статистические формы (учетные формы № 58 ДТП 2/у "Извещение о раненом в дорожно-транспортном происшествии, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию" и № 58 ДТП 1/у "Извещение о раненом, скончавшемся в течение 30 суток после дорожно-транспортного происшествия"). Данные извещений представляются в срок не более одних суток в орган внутренних дел по месту своего нахождения учреждения здравоохранения (Приказ Минздрава РБ от 6 февраля 2009 г. № 196-Д "О совершенствовании учета пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях").
В соответствии с Приказом Минздрава РБ от 3 декабря 2009 г. № 2385-Д "О мониторинге в Республике Башкортостан мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП" ведется мониторинг данных о погибших и пострадавших в ДТП, умерших на догоспитальном этапе и в стационаре; отчет о числе пострадавших при ДТП из всех МО РБ формируется в соответствии с Приказом Минздрава РБ от 6 апреля 2010 г. № 708-Д "О формировании отчета о числе пострадавших при ДТП".
За период с 2008 по 2012 годы реализовывались мероприятия программы "О мерах по снижению предотвратимой смертности, травматизма, а также показателей заболеваемости населения Республики Башкортостан болезнями системы кровообращения" на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 февраля 2008 г. № 15, в рамках которой принимались комплексные меры по сокращению уровня смертности и инвалидности от травм и их последствий, в том числе полученных в результате ДТП.
В республике имеется значительное число автомобильных дорог республиканского и муниципального значения, по территории Республики Башкортостан проходят также автомобильные дороги федерального значения М7 "Волга" и М5 "Урал", с 2010 года в число федеральных автомобильных дорог включены автомобильная дорога Уфа - Оренбург и западный обход г. Уфы "Авдон - Подымалово", многие участки которых являются аварийно-опасными из-за высокой интенсивности движения.
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
В структуре повреждений на первом месте - ушибы и раны мягких тканей (45,0%), на втором месте - черепно-мозговая травма (22,0%), на третьем - переломы конечностей (10%) и на четвертом месте - тупая травма брюшной и грудной полости (7,1%).
Среди погибших от травм, полученных в результате ДТП, наибольшую долю составляют лица с сочетанными повреждениями. Следовательно, в целях снижения уровня смертности основные усилия должны быть направлены на совершенствование оказания медицинской помощи именно этой категории пострадавших.
Существенно улучшить исходы лечения пациентов с сочетанными травмами могут мероприятия по дальнейшему внедрению организационных технологий.
К числу системообразующих организационных технологий следует отнести:
на догоспитальном этапе оказание скорой медицинской помощи - использование специализированных бригад скорой медицинской помощи и автомобилей скорой медицинской помощи класса "С";
на госпитальном этапе - формирование специализированных травматологических центров 1, 2 и 3 уровней.
Недостаточно оптимальная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
В реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП, на федеральных автомобильных дорогах М7 "Волга" (2009 год), М5 "Урал" (2010 год), медицинские организации республики принимают участие с 2009 года. Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации были созданы и оснащены медицинским оборудованием, санитарным автотранспортом 1 Региональный травмацентр 1 уровня (ГБУЗ РБ Городская клиническая больница № 21 г. Уфы), 3 травмацентра 2 уровня и 6 травмацентров 3 уровня.
За 12 месяцев 2012 года было зарегистрировано:
155 ДТП по Федеральной трассе М5 "Урал", число пострадавших в ДТП составило 252 человека, погибших - 53 человека; госпитализировано в стационары 180 человек из числа пострадавших, количество хирургических вмешательств - 88.
84 ДТП по Федеральной трассе М7 "Волга", число пострадавших в ДТП - 159 человек, погибших - 32; госпитализировано в стационары из числа пострадавших - 71 человек, проведено хирургических вмешательств 50 пациентам.
В рамках Программы модернизации здравоохранения Республики Башкортостан на 2011 - 2012 годы продолжена реализация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП: созданы еще 10 травмацентров первого и второго уровней в медицинских организациях межмуниципальных медицинских округов.
В настоящее время в Республике Башкортостан созданы 2 травмацентра первого уровня, 11 травмацентров 2 уровня, оснащенных телемедицинской связью для обеспечения возможности проведения телемедицинских консультаций.
В целях совершенствования медицинской помощи при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы принят Приказ Минздрава РБ от 17 июля 2012 г. № 1857-Д "Об организации оказания медицинской помощи при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы населению в РБ", которым утвержден Алгоритм организации оказания медицинской помощи при травмах и заболеваниях костно-мышечной системы.
Согласно данному Приказу отработана маршрутизация пациентов, пострадавших при ДТП: пациенты из травмацентров 2-го и 3-го уровней направляются на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в травмацентры 1-го уровня, а также в ГБУЗ Республиканская клиническая больница имени Г.Г.Куватова в центры специализированного вида медицинской помощи - "Травматология" и "Нейрохирургия".
По результатам анализа работы за 2012 г. в Республике Башкортостан по сравнению с 2011 г. наблюдается рост числа умерших лиц, пострадавших в ДТП, на 148 случаев, или 22%. При этом основная доля погибших от общего числа приходится на лиц, погибших на месте ДТП (85,7%), при этом почти половина всех смертельных случаев приходится на сельские районы республики, что вероятно, связано с более длительным доездом бригад скорой медицинской помощи до места ДТП, связанным с географическими особенностями республики и состоянием дорог в муниципальных образованиях. Данные условия не всегда позволяют выдержать правило "золотого часа" при оказании помощи пострадавшим в ДТП и доставке их в МО РБ.
Анализ работы травматологических центров всех уровней, располагающихся на Федеральных автомобильных дорогах М-7 "Волга" и М-5 "Урал" и Центра специализированной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях - Регионального травматологического центра ГБУЗ РБ Городская клиническая больница № 21 г. Уфы показывает, что в 2012 году на Федеральных трассах уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий на ФАД М-7 "Волга" на 1%, на ФАД М-5 "Урал" на 15%. Но в то же время, возросло число погибших на месте ДТП на ФАД М-7 "Волга" на 15%, на ФАД М-5 "Урал" число погибших уменьшилось на 9%.
Соотношение пострадавших с сочетанной травмой от общего количества доставленных составило в 2012 году на ФАД М-7 "Волга" 46% (уменьшилось на 13%); на ФАД М-5 "Урал" - 88% (увеличилось на 13%).
Отмечается снижение числа умерших в МО РБ в период от 0 до 30 суток в 2,3 раза по сравнению с 2011 годом, а также снижение числа умерших в первые 7 суток пребывания в МО РБ в 2 раза, уменьшилось общее число погибших на месте ДТП на федеральных автомобильных трассах М-5 "Урал" и М-7 "Волга", где с 2009 года реализуются мероприятия приоритетного национального проекта "Здоровье", направленные на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП (далее - Мероприятия), на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Это свидетельствует о возросших возможностях скорой медицинской помощи (включая использование полученных реанимобилей), которые позволили своевременно доставлять тяжелых пациентов в стационар.
Вышеперечисленные факторы подтверждают необходимость совершенствования организации оказания скорой и специализированной медицинской помощи, дальнейшей модернизации оснащения учреждений здравоохранения, оказывающих первую медицинскую и специализированную помощь пострадавшим при ДТП, системы подготовки участников дорожного движения по оказанию первой помощи.
Учитывая вышеизложенное, дальнейшая оптимизация и совершенствование системы этапного оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП будет осуществляться за счет:
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
- сокращения времени прибытия медицинских работников на место ДТП путем организации достаточного количества мобильных бригад скорой медицинской помощи для круглосуточного оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП, оснащение их санитарным автотранспортом, медицинским оборудованием и медицинским инструментарием;
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
- совершенствования организации медицинской помощи в МО РБ, ответственных за оказание медицинской помощи на федеральных автомобильных дорогах "Уфа - Оренбург" и "Авдон - Подымалово", способных обеспечить оказание специализированной медицинской помощи, в том числе при нейро- и политравме, ожоговой травме (путем создания травмацентра 2 уровня в ГБУЗ РБ Городская больница города Салавата, ГБУЗ РБ ГБ № 3 г. Стерлитамака и совершенствования деятельности травмацентров 1, 2 и 3 уровней, Республиканского ожогового центра, а также дооснащения их медицинским оборудованием) в целях обеспечения повышенной готовности к своевременному, эффективному и качественному оказанию медицинской помощи пострадавшим при ДТП;
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
- совершенствования материально-технической базы хирургических подразделений медицинских организаций Республики Башкортостан, ответственных за оказание медицинской помощи пострадавшим при ДТП, в связи с большим износом лечебно-диагностического оборудования, хирургического медицинского инструментария и санитарного автотранспорта, а также в целях обеспечения оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи.
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
Вопросы повышения эффективности и совершенствования оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП, и снижения смертности населения в результате ДТП требуют немедленного решения, обусловив актуальность принятия ведомственной целевой программы "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).
При условии реализации мероприятий данной Программы можно прогнозировать снижение показателя смертности населения республики в результате ДТП.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является снижение смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий.
Задачи Программы:
оптимизация транспортировки пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях в медицинские организации;
обеспечение оказания своевременной квалифицированной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
организация проведения профилактических мероприятий по предупреждению и снижению травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ
ИНДИКАТОРЫ

(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

Целевыми индикаторами и показателями Программы, позволяющими оценить ее ход и результаты, являются:
снижение смертности от транспортных травм всех видов до 21,5 случаев на 100 тыс. человек;
снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в Республике Башкортостан на 20,8% за период реализации Программы.

4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

Основными программными мероприятиями являются:
1. Совершенствование оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, ответственных за оказание медицинской помощи пострадавшим при ДТП, путем:
1.1. Приобретения медицинского оборудования, медицинского инструментария и санитарного автотранспорта в целях совершенствования системы оказания скорой медицинской помощи пострадавшим при ДТП (организация мобильных бригад скорой медицинской помощи для круглосуточного оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП); организации работы вновь создаваемых травмацентров, оптимизации деятельности существующих травмацентров, включая развитие системы реабилитационных мероприятий для лиц, пострадавших при ДТП.
1.2. Подготовки помещений для обеспечения установки приобретаемого оборудования и деятельности подразделений травмацентров.
1.3. Подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП.
2. Развитие профилактических мероприятий путем:
2.1. Дальнейшего развития деятельности Учебно-методического центра Государственного казенного учреждения Центр медицины катастроф Республики Башкортостан по обучению участников дорожного движения приемам оказания первой помощи пострадавшим в результате ДТП.
2.2. Совершенствования санитарно-просветительской деятельности, направленной на предупреждение и снижение травматизма и смертности от дорожно-транспортных происшествий.
Перечень и описание программных мероприятий представлены в приложении № 1 к настоящей Программе.

5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в 2013 - 2015 годах.

6. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Подготовка (переподготовка), повышение квалификации медицинских сестер (фельдшеров), врачей-специалистов и обучение специалистов экстренных служб позволит повысить качество оказания первой медицинской, доврачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
При проведении систематических и комплексных профилактических мероприятий по предупреждению, снижению травматизма и смертности от ДТП, можно прогнозировать снижение количества дорожно-транспортных происшествий.
В случае сокращения времени прибытия экстренных медицинских служб на место ДТП и повышения эффективности их деятельности по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП, снизится тяжесть последствий от ДТП.
При укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при ДТП, включая создание и развитие деятельности травматологических центров I, II и III уровня, улучшится качество организации медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапе. Кроме того, оптимизируются действия медицинских сил и средств по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП.
Реализация Программы при условии полного финансирования позволит обеспечить сокращение к 2016 году смертности от дорожно-транспортных происшествий на 20,8% по сравнению с аналогичным показателем в 2012 году.
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
Реализация Программы будет способствовать сокращению сроков лечения в условиях круглосуточного стационара, повышению доступности и качества оказания доврачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, внедрению технологий диагностики и лечения сочетанных травм в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы будет выражен в улучшении демографической ситуации в Республике Башкортостан за счет снижения показателя смертности населения при ДТП, улучшении качества и увеличении продолжительности жизни пострадавших при ДТП.
Экономическая эффективность реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и заключается в оптимизации расходов на диагностику, лечение (в том числе дорогостоящее стационарное), а также на выплату единовременных пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности в результате ДТП, компенсаций по социальным льготам (в том числе по оплате лекарственных средств), а также сохранения трудового потенциала населения республики.

7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Для оценки эффективности реализации задач Программы и расходования бюджетных средств определены целевые индикаторы и их значения на 2013 - 2015 годы, которые представлены в приложении № 2 к настоящей Программе.
Эффективность расходования бюджетных средств предусмотрена процедурами размещения государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В 2013 году в Республике Башкортостан будет продолжена реализация мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП (далее - Мероприятия), во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2541-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях", в соответствии с заключаемым Соглашением между Правительством Республики Башкортостан и Министерством здравоохранения Российской Федерации о софинансировании расходных обязательств Республики Башкортостан, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее соответственно - Соглашение, Мероприятия).
За счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан в соответствии с Соглашением планируется осуществить приобретение медицинского оборудования, медицинского инструментария и санитарного автотранспорта (реанимобилей) в целях оснащения учреждений здравоохранения, ответственных за оказание медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях вдоль федеральных, республиканских и межмуниципальных дорог с твердым покрытием, с учетом потребности в медицинском оборудовании, медицинском инструментарии и санитарном автотранспорте, износа лечебно-диагностического оборудования, хирургического медицинского инструментария и санитарного автотранспорта, а также в целях обеспечения оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи.
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

8. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется на основании анализа данных, представленных медицинскими организациями Республики Башкортостан:
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
снижение смертности от транспортных травм всех видов (количество случаев на 100 тыс. человек) с 25,6 случаев на 100 тыс. человек в 2012 году до 21,5 случаев на 100 тыс. человек в 2015 году;
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в Республике Башкортостан (в процентах) на 20,8% за период реализации Программы.
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)
Методика оценки эффективности расчета показателей:
1. Показатель смертности от транспортных травм всех видов на 100 тыс. населения рассчитывается по следующей формуле:

Стт = Чп x 100000 / Н, где

Стт - смертность от транспортных травм всех видов на 100 тыс. населения;
Чп - число пострадавших при ДТП - погибших от транспортных травм всех видов в данном году;
Н - численность населения.
2. Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (%Сдтп) в Республике Башкортостан (в %) рассчитывается по следующей формуле:

%Сдтп = (Сдтп отч/Сдтп разр * 100) - 100, где

Сдтп отч - показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий в отчетном году;
Сдтп разр - показатель смертности от дорожно-транспортных происшествий в 2012 году на момент разработки Программы.
Периодичность расчета целевых индикаторов 1 раз в год. Ответственный за сбор данных директор ГБУЗ РБ Медицинский информационно-аналитический центр (ГБУЗ РБ МИАЦ МЗ РБ). Показатели по итогам года уточняются с данными Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.
(п. 2 в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

9. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ

(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

Общий объем финансирования Программы составляет всего 678727,71 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 678727,71 тыс. рублей;
2014 год - 0 тыс. рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей,
в том числе:
а) за счет средств федерального бюджета 563344,0 тыс. рублей, из них по годам:
2013 год - 563344,0 тыс. рублей;
2014 год - 0;
2015 год - 0;
б) за счет средств бюджета Республики Башкортостан 115383,71 тыс. рублей - в пределах средств, предусмотренных Минздраву РБ законом о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период, из них по годам:
2013 год - 115383,71 тыс. рублей;
2014 год - 0 тыс. рублей;
2015 год - 0 тыс. рублей.

10. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

Программа реализуется Министерством здравоохранения Республики Башкортостан.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, предварительных результатов выполнения мероприятий, уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Система контроля за выполнением Программы включает:
мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей Программы на основе периодической отчетности;
контроль за целевым и эффективным использованием исполнителями Программы выделенных финансовых средств;
контроль за проведением конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также своевременным исполнением контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);
мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей Программы на основе периодической отчетности;
оценку социально-экономической эффективности реализации подпрограммных мероприятий.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет управление Программой, обеспечивает своевременное использование выделенных денежных средств, исполнение мероприятий Программы.
Отчеты о выполнении Программы направляются в Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан по форме, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 июля 2008 года № 241 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" с аналитической запиской, включающей оценку результативности реализации Программы, причины и обоснования отклонения фактически достигнутых значений индикаторов результативности от запланированных, предложения по корректировке плановых значений показателей результативности Программы, а также меры по повышению эффективности, выявлению факторов, негативно влияющих на реализацию Программы.
При существенных отклонениях фактических показателей от планируемых Министерство здравоохранения Республики Башкортостан выявляет причины отклонений и факторы, негативно влияющие на реализацию Программы, а также разрабатывает предложения по повышению результативности Программы.
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляется Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, а также может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей Министерства экономического развития Республики Башкортостан и Министерства финансов Республики Башкортостан.





Приложение № 1
к ведомственной целевой программе
Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан
"Совершенствование организации
медицинской помощи пострадавшим
при дорожно-транспортных
происшествиях"
на 2013 - 2015 годы

ПЕРЕЧЕНЬ
И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

№ п/п
Наименование мероприятия
Исполнитель
Срок исполнения, годы
Направление и источник финансирования
Прогнозируемый объем финансирования, тыс. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий Программы
всего
в том числе по годам
2013
2014
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.
Совершенствование оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, ответственных за оказание медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП), путем:
Минздрав РБ
2013 - 2015
прочие расходы - всего, в том числе:
678 727,71
678 727,71
-
-

федеральный бюджет;
563 344,0
563 344,0
-
-
бюджет Республики Башкортостан;
115 383,71
115 383,71
-
-
внебюджетные источники




1.1.
приобретения медицинского оборудования, медицинского инструментария и санитарного автотранспорта


прочие расходы - всего, в том числе:
672 227,71
672 227,71
-
-
Снижение тяжести последствий от ДТП, смертности, показателя смертности населения при ДТП
федеральный бюджет;
563 344,0
563 344,0
-
-
бюджет Республики Башкортостан;
108 883,71
108 883,71
-
-
внебюджетные источники




1.2.
подготовки помещений для обеспечения установки приобретаемого оборудования, деятельности подразделений травмацентров
Минздрав РБ, ГБУЗ РБ КБ № 1 г. Стерлитамака, ГБУЗ РБ БСМП г. Уфы, ГБУЗ РБ Иглинская ЦРБ
2013 - 2015
прочие расходы - всего, в том числе:
6 500,0
6 500,0
-
-
Обеспечение своевременного ввода в эксплуатацию приобретаемого оборудования, обеспечение условий для деятельности подразделений травмацентров
федеральный бюджет;
-
-
-
-
бюджет Республики Башкортостан;
6 500,0
6 500,0
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
1.3.
подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских работников, участвующих в оказании медицинской помощи лицам, пострадавшим при ДТП
Минздрав РБ, медицинские организации Республики Башкортостан
2013 - 2015
прочие расходы - всего, в том числе:
-
-
-
-
Повышение качества оказания первой медицинской, доврачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим при ДТП
федеральный бюджет;
-
-
-
-
бюджет Республики Башкортостан;
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
2.
Развитие профилактических мероприятий путем:

2013 - 2015
прочие расходы - всего, в том числе:
-
-
-
-
Снижение количества дорожно- транспортных происшествий и тяжести последствий от ДТП
федеральный бюджет;
-
-
-
-
бюджет Республики Башкортостан;
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
2.1.
дальнейшего совершенствования деятельности Учебно- методического центра Государственного казенного учреждения Центр медицины катастроф Республики Башкортостан по обучению участников дорожного движения приемам оказания первой помощи пострадавшим в результате ДТП

2013 - 2015
прочие расходы - всего, в том числе:
-
-
-
-

федеральный бюджет;
-
-
-
-
бюджет Республики Башкортостан;
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-
2.2.
совершенствования санитарно- просветительской деятельности, направленной на предупреждение и снижение травматизма и смертности от дорожно- транспортных происшествий

2013 - 2015
прочие расходы - всего, в том числе:
-
-
-
-

федеральный бюджет;
-
-
-
-
бюджет Республики Башкортостан;
-
-
-
-
внебюджетные источники
-
-
-
-





Приложение № 2
к ведомственной целевой программе
Министерства здравоохранения
Республики Башкортостан
"Совершенствование организации
медицинской помощи пострадавшим
при дорожно-транспортных
происшествиях"
на 2013 - 2015 годы

ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Минздрава РБ от 31.12.2013 № 3906-Д)

№ п/п
Показатель
Система показателей оценки эффективно сти
Фактическое значение показателя на момент разработки Программы
Изменение значений показателя по годам
Значение показателя на момент окончания действия Программы
2013
2014
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Снижение смертности от транспортных травм всех видов
(количество случаев на 100 тыс. человек)
25,6 <*>
21,9
21,7
21,5
21,5
2.
Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в Республике Башкортостан <**>
%
100%
10,4
15,8
20,8
20,8

--------------------------------
<*> Фактическое значение показателя на момент разработки Программы уточнено по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.
<**> Динамика значений показателя смертности от дорожно-транспортных происшествий рассчитана на основании утвержденного 30 апреля 2013 г. распоряжением Правительства Республики Башкортостан № 515-р плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Башкортостан".


------------------------------------------------------------------